Моторные масла. Вводная часть

24 января 2018

В этой статье мы поговорим о компоненте любого ДВС, которое обеспечивает его бесперебойную работу и смазку трущихся частей. Говорить мы будем о моторном масле. Без этой смазки ваш двигатель не сможет работать. Поэтому так важно знать основные свойства и характеристики, для нормальной работы вашего двигателя.

Виды масел:

  • Минеральное
  • Синтетическое
  • Полусинтетическое
  • Гидрокрекинговое

  • Минеральная основа – делается с помощью перегонки и очистки нефти.

    Существуют 2 способа очистки:

    1. Частичная очистка от азота, кислот, смол, серы и затем добавляются присадки для стабилизации основы. Получается не высокое качество.

    2. Полная очистка основы от азота, кислот, смол, серы и дополнительная очистка методом гидрокрекинга. Такой способ позволяет получить масло высокого качества.

    Данный тип масла делиться на: парафиновое, нафтеновое, ароматическое. Для ДВС используется парафиновое, оно отличается хорошими вязко-температурными характеристиками

    Минеральное масло является самым дешевым среди моторных масел. Правда, его нужно чаще менять, каждые 5-8 тыс. км. Так же оно не подходит для работы в тяжелых условиях.


    Синтетическая основа – является продуктом сложного синтеза нефтепродуктов. Обладает отличными вязкостно-температурными характеристиками. В сравнение с минералкой у синтетики низкая t застывания (-40;-60). Так же имеет более высокую вязкость при t 100 градусов, поэтому масляная пленка не разрушается в экстремальных режимах.

    Виды баз синтетики:

  • Полиальфаолефинов(PAO)
  • Гликолей
  • Сложных эфиров (эстеров)
  • Полиглеколей(PAG)
  • Синтетика на базе PAO очень популярна. Может использоваться в условиях севера, без каких либо присадок. Очень устойчива к окислению, но менее стойкая к разрывам образуемая масляная пленка. Основу синтетики без присадок на ПАО можно смешивать с различными основами(минералкой). К сожалению синтетика на основе ПАО стоит дороговато.

    Синтетика на базе гликолей практически перестали выпускать. Поскольку ее нельзя смешивать с различными основами.

    На основе эстеров(сложных эфиров) синтетика обладает полярностью молекул, которые прилипают к металлу внутри двигателя. Поэтому нет необходимости применять присадки, которые образуют со временем нагар.

    Синтетика на основе полиглеколя(PAG) – дальнейшее развитие синтетических масел. Ее используют в других маслах в комплекте присадок, поскольку отлично противостоит трению. Достать его в магазинах очень сложно, и оно очень дорогое. Цена будет отличаться от минералки в десятки раз.

    Преимущества синтетики в ее стабильных характеристиках во время работы движка. Она обладает большей текучестью, уменьшает трение. В результате снижается расход топлива и увеличивается мощность двигателя. Так же она отлично растворяет присадки и замена у нее через 10-15 тыс. км.

    Полусинтетика – это смесь базовых масел синтетики и минералки. В ее состав может входить 20-40% синтетики. По своим характеристикам она занимает промежуточное место. Конечно, хуже справляется со сложными условиями работы.


    Гидорокрекинг – это уникальная технология обработки минеральной нефтяной основы. Что позволяет приблизиться к характеристикам синтетики. Это процесс каталитический вместо углерода, применяется никель. Также происходит очистка с помощью водорода, давления и высокой t. Это превращает углеводороды из непредельных в предельные, что увеличивает износостойкость. Так же оно имеет устойчивость к окислению и повышенную вязкость. Менять это масло нужно в среднем каждые 10 тыс. км.

    Мы познакомились с основными видами моторных масел для ДВС. Каждое предназначено для разных видов двигателей и условий работы. Производители масел определяют, какие присадки добавлять для достижения определенных характеристик. Поэтому выбирать нужно по допускам, условиям и стоимости моторного масла.